Построивший в Самарканде медресе Тилля-кори и Шердор


 Ялангтуш Бахадур  — узбекский военачальник, политик, наместник (эмир) бухарских ханов в Самарканде. Имя этого полководца в форме Ялангтуш-бий встречается в письменных источниках, написанных как в Бухарском ханстве, так и в Сефевидском государстве.
  Согласно письменным источникам и юридическим документам, Ялангтуш Бахадур происходил из узбекского рода алчин, а отца его звали Бой Ходжи.
Узбекский род алчин упоминается в числе других узбекских племен на территории долины Зеравшана с XVI века. 
  Отец с сыном были учениками Ходжа Хошима Дагбеди — потомка знаменитого суфийского лидера направления накшбандия Махдуми Аъзама (1461—1542).  
 Также русские авторы, как дореволюционные, так и советские, называют Ялангтуша Бахадура узбекским полководцем. В частности, А. П. Хорошхин: «Тилла-кари и Ширдар построены более 200 лет тому назад правителем Самарканда Йаланг-бием или Йаланг Таш-бахадуром на деньги и сокровища, награбленныя им в г. Машад, въ Персии. Йаланг-Таш (гладкий камень) был родом узбек из колена Алчин».
Д. И. Эварницкий: «Мечеть Тилля-кари построена в 1618 году нашей эры Ялангтушем Багадуром из узбекского рода Алчина. Мечетъ Шир-дар построена в 1616 году, по уверению Абу-Тагир-ходжи, названным выше Ялангтушем Багадуром, из узбекского рода Алчина, и представляет собой самое великолепное здание из всех трех мечетей, стоящих на Регистане».
  В. И. Масальский: «Мечеть и медресе Тилля-кари (то есть раззолоченная) построена в 1647 году эмиром Ялангтушем-бахадуром (полководцем Имамкулихана) из узбекского рода «алчин». Справа от Тилля-кари, под прямым к ней углом, расположена мечеть Шир-дор (то есть украшенная львами), основанная в 1618 г. тем же эмиром Ялангтушем».

   Дискуссионным вопросом является имя отца Ялангтуш Бахадура, так как по казахским устным преданиям имя его отца звучит как Сейиткул, а по письменным юридическим документам, его отца звали Байходжа. Скорее всего, речь идет о двух разных лицах. Жалантос батыр оставил многочисленное потомство, а Ялангтушбий имел всего лишь одного сына, который умер, не оставив мужского потомства. Мифологизация истории Ялангтуша произошла в 1920-х годах, когда военный, врач Х. Достмухамедов пытался объединить историю двух разных исторических личностей: Ялангтуша Бойхожи угли и Жалантоса Сейиткул улы и представить их как одного человека.
  В отличие от многих представителей даштикипчакских племен, которые следовали ордену Ясавия,  Ялангтуш-бий был мюридом лидеров суфийского ордена Накшбандия. В дальнейшем при сильной поддержке накшбандийских ишанов из рода Махдуми Азама, Ялангтуш-бий управлял Самаркандской областью.
 Ялангтуш Бахадур был хокимом Самаркандской области несколько раз. В первый раз с 1612 по 1632 годы, затем хокимом Самарканда был назначен дядя Имамкули-хана Надир диванбеги. Второй раз хокимом Самаркандской области Ялангтуш был назначен в 1633 году и оставался на этой должности до 1642 года, а третий раз был хокимом Самарканда с 1645 по 1656 годы.
   Он владел большими землями в разных районах Средней Азии. Например, 30 апреля 1650 года была составлена купчая (васика) «Ялангтуш бая, сына Бой Ходжа бия, на приобретение у Ниёз бека и Ходжи бека, сыновей Ошура кушбеги 2/6 сада и 2/6 участка земли, составляющих обелённое имение в махалле Посарчак самаркандского тумона Шовдор, за 1000 танга».
  Ялангтуш Бахадур отличался военным талантом и способностью организатора, и за помощь Аштарханидам получил титул эмира. Первоначально он был назначен наместником аштарханидов в Балхе. А позже, по мнению видного востоковеда Роберта Макчесни, удачные походы против казахов усилили его авторитет и он был назначен наместником Имамкули-хана в Самарканде. Он упоминается в числе 38 видных узбекских эмиров бухарских ханов. 
   Ялангтуш Бахадур известен также вкладом в строительство новых сооружений в Самарканде. При строительстве он использовал собственных трех тысяч рабов, привезенных из Ирана и современных территорий Афганистана.

 В самом сердце Самарканда, на площади Регистан по приказу Ялангтуш Бахадура сооружения, построенные Мирзо Улугбеком в XV веке: ханака и караван-сарай были разобраны, а на их месте были построены здания, которые он посвятил своему духовному наставнику Ходжа Хошиму Дагбеди - медресе Шердор («Львиное медресе») и медресе Тилля-Кари («украшенное золотом»). Одна из надписей, составленная на персидско-таджикском языке, на стене Медресе Шердор сообщает о том, что «эмир-полководец, справедливый Ялангтуш Бахадур» являлся его основателем.
  После смерти Ялангтуша мужских наследников не осталось, отделочные работы в медресе спонсировала его наследница — одна из дочерей.
Ялангтуш Бахадур похоронен в 12 км от Самарканда в Дахбеде у ног своего духовного наставника Махдуми Азама, лидера местного отделения ордена Накшбандия. Здесь же похоронены его дочери.

Имя Ялангтуш Бахадура присвоено одной из центральных улиц современного Самарканда. 
В 2014 году в Самарканде презентована эпическая картина художника А. Умарова  «Правитель Самарканда Ялангтуш Баходир на строительстве медресе Шердор».

Комментарии (0)