Сенсационные находки на Кафыркале



Это стоянки каменного века, остатки древних городов и сельских поселений, могильники и курганы, древние ирригационные сооружения. Одни из них, такие как например Афрасиаб, уже получили всемирную известность, другие – находятся в стадии активного изучения, третьи еще ждут раскопок и всестороннего исследования. 

Одним из памятников, на котором в течении последних пятнадцати лет ведутся стационарные раскопки, является городище Кафыркала в 12 километрах от Самарканда. Интенсивные археологические исследованияздесь начались в 2001 году сначала сотрудниками узбекско-итальянской экспедиции, а с 2013 года – узбекско-японской экспедиции института археологических исследований Академии наук Республики Узбекистан. В ходе работ и проведенного научного анализа ученые установили, что Кафыркала является загородной резиденцией самаркандских правителей эпохи раннего средневековья.

Раскопки мощной цитадели показали, что это был важный городской центр. Об этом свидетельствуют обнаруженные при раскопках комплекса высококачественная керамика, монеты, изделия из бронзы, камня, железа.Среди находок особую ценность представляют округлые в виде глиняных таблеток или цилиндриков буллы - своеобразные пломбы, которыми запечатывались письма, договора, товары и даже мешочки с определенной суммой. Сюжеты оттисков печатей на них разнообразны. Некоторые из них несут явно выраженную религиозную тематику, другие передают портреты людей, третьи - изображения животных. Имеются также и надписи, выполненные согдийским письмом. Как показал анализ сюжетов с персонажами, на буллах изображены портреты реальных лиц.Большинство портретов имеют черты европейского облика, на некоторых прослеживается греческий и монголоидный тип лица. 

 Одним из важных итогов работ на Кафиркале стало почти полное вскрытие цитадели. Раскопки показали, что постройки относятся к зданиям дворцово-айванной системы. Перекрытия айванов держались на многочисленных деревянных колоннах, украшенных тонкой резьбой. Внутренние части сооружений были богато украшены деревянной резьбой, а стены покрыты разноцветной живописью сюжетного характера. Однако, нам не суждено любоваться этими великолепными произведениями древнего изобразительного искусства. Цитадель была разрушена по причине страшногопожара, случившегося здесь, как предполагают ученые, где-то в промежутке между 712 и 738 годами. В результате резные деревянные конструкции айвана выгорели, росписи были обожжены и покрыты толстым слоем копоти. Почти вся расписанная штукатурка осыпалась со стен. В ходе раскопок, в завале двора были найдены лишь небольшие фрагменты живописи, выполненные разнообразными красками. Фон росписей был ярко голубой, а на нем сюжет выполненный красной, желтой, черной, синей красками. Возможно, что здесь были изображены сцены пиршества или какого-то важного события. Скорее всего, живопись Кафыркалы перекликается с всемирноизвестными афрасиабскими росписями из дворца Вархумана. Возможно, что она была выполнена теми же художниками. И даже более того, не исключено, что основная сцена приема послов Вархуманом передает реальное действие – аудиенцию в резиденции ихшида на Кафиркале.

Редкое, уникальное открытие 2017 года уже получило большой резонанс. В процессе вскрытия одного из центральных помещений в северной части цитадели была обнаружена сенсационная находка – панно и ряд других декоративных элементов из резного обугленного дерева, которые датируется учеными VII-VIII веками. Это очень крупные по своим размерам предметы – панно (135´114 см), арка (289´53 см) и одна доска (143´47 см). Находка уникальна своими размерами, сюжетной композицией и довольно хорошей степенью сохранности. С полной уверенностью можно сказать, что такая оригинальная находка впервые была обнаружена на территории нашей республики. И поэтому она имеет важное научное значение и после реставрации станет одним из ценнейших экспонатов одного из музеев нашей страны. Мировая наука и искусство обогатилась поистине великолепным шедевром художественного наследия, который открыл новую страницу в истории среднеазиатского изобразительного искусства.

Сюжеты, изображенные резьбой подереву имеют религиозный характер. Панно разделено на четыре яруса. Центральную часть двух верхних регистров занимает фигура женского божества – богини плодородия и материнства Наны-Анахиты, которая особо почиталась в древнем Иране, Хорезме и Согде. Это прекрасная молодая женщина, статная, весьма сильная, одетая в царскую одежду. Она восседает на престоле в виде лежащего льва. Вокруг ее головы священный нимб. В левой руке она держит знамя, в правой – какой-то предмет. С правой и левой стороны в четырех регистрах к ней идут люди, одетые в согдийскую одежду. Одни несут ей дары – разнообразные сосуды, подносы, а также священные переносные алтари. В третьем регистре изображены музыканты. У них в руках арфы, лютня, рожок и круг с бубенцами. В нижнем, четвертом ряду, изображены стоящие коленопреклонённо фигуры. В центре – мужчина, стоящий на одном колене и держащий руку над алтарем.

Арка сохранилась частично. Большая часть ее левой стороны практически утрачена. В центре изображена та же богиня Нана. Но у нее четыре руки. Одна пара рук держит на поднятых вровень с головой ладонях символы солнца и луны. У другой пары рук левая придерживает на колене складки одежды, а правая, поднятая на уровне груди, держит жезл. Вокруг головы божества изображен нимб с языками пламени. Нана изображена на троне, в основании которого сидят два льва. По обе стороны к богине идут дароносцы, держащие в руках различные предметы. Арку с двух сторон окаймляют два бортика, украшенных резным чешуйчатым орнаментом. Доска, на которой также были изображены фигуры людей, является продолжением арки в ее вертикальной части.

Как предполагают ученые, помещение, в котором была сделана эта находка, является небольшим тронным залом правителя Согда. Панно украшало стену, находящуюся напротив возвышения с троном. Арка и доска обрамляли внутреннюю часть входа.

Эти предметы изобразительного искусства имеют довольно хорошую степень сохранности, чему, как ни парадоксально, способствовал пожар. Рухнувшие перекрытия кровли и части стен как бы законсервировали фрагменты дерева, которые в таком состоянии пролежали века. В полевых условиях реставраторами Института археологии были проведены работы по консервации и извлечению из земли этой уникальной находки. Теперь в лабораторных условиях предстоят сложные, практически ювелирные, реставрационные работы по расчистке, закреплению, выпрямлению и монтированию на единое основание панно и арки, а также их всестороннее научное изучение. 

Амриддин БЕРДИМУРАДОВ, 

директор института археологических 

исследований АН РУз.


Комментарии (0)

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив