ОТ РОДОСЛОВНОЙ ПРОРОКА МУХАММЕДА


   В Самарканде есть почитаемые культовые места, по преданиям связанные с родственниками пророка Мухаммеда. Эти святыни, имеющие многовековую историю, по-прежнему являются местом массового паломничества. 
  Самым известным из таких мест поклонения является некрополь Шахи Зинда. Его появление связано с именем Кусам ибн Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммада, одного из первых проповедников ислама в Средней Азии.
Летописи говорят о том, что это был реальный человек. По достоверным сведениям он больше всех был похож на Пророка, более того был последним человеком, который видел Мухаммада на земле. Кусам Ибн Аббас, вместе с сородичами и последователями совершал ритуал погребения своего великого родственника, долго не мог отойти от могилы и покинул место захоронения последним.
   Из существующих летописных источников известно, что во время похода на Самарканд Кусам Ибн Аббас выдержал до семидесяти сражений с местным населением, которое ни за что не хотело расставаться с верой отцов и дедов. Однако, брат пророка, все-таки, обратил «неверных» в ислам.
  В 676-677гг. (56 году хиджры) кочевники, бывшие язычниками, в очередной раз напали на Самарканд. Было время отправления молитвы и мусульманское войско, не прервавшее намаза, «неверные» перебили без боя. В этой бойне погиб и брат пророка. Как все было на самом деле не знает никто, но с тех пор гибель Кусам Ибн Аббаса обросла множеством легенд.
  По одной из версий во время битвы, под миссионером, якобы, разверзлась земля, и он счастливо избежал гибели, укрывшись в недрах. По - другой, получив многочисленные раны, он с трудом добрался до колодца Шаабан, где и скрылся, продолжая жить до наших дней.
Но существует еще одна, самое интересное предание, которое объясняет название погребального комплекса, построенного на месте гибели борца за веру.
По легенде, язычники, действительно, напали на молящихся мусульман и обезглавили их предводителя, тогда тот встал, взял голову под мышку и направился к провалу в земле, прыгнув туда на глазах у изумленных врагов, он словно растворился в пустоте. 
 Позднее эмир Самарканда, вознамерившись найти тело Кусама, приказал обвязать добровольца веревкой и спустить вниз. Однако, веревка оказалась короткой, и мероприятие провалилось. На следующий день, со всего царства были собраны все имеющиеся веревки и разведчика снова послали вниз.
На этот раз экспедиция достигла дна и глазам оторопевшего поисковика открылась странная картина. На дне глубокой расщелины расстилалась уютная зеленая лужайка, на которой сидели люди и о чем-то беседовали, кушали и отдыхали. Когда спустившийся спросил их о Кусаме Ибн Аббасе, ему ответили, что тот должен сейчас подойти. Вскоре подошел Кусам и стал просить человека остаться с ними, но спустившийся ссылаясь на оставленную наверху семью наотрез отказался, тогда Кусам Ибн Аббас попросил его никому не рассказывать об увиденном, с тем и отпустил.
Поднятый наверх разведчик долго пытался выполнить просьбу, но, не выдержав под пытками, все рассказал. Страшен был гнев Всевышнего - ослушник ослеп, с тех пор все его потомки до седьмого колена рождались слепыми.
  В середине XI века Кусам Ибн Аббас был канонизирован и причислен к лику святых, на месте его предполагаемой гибели возвели погребальный комплекс, получивший название «Шахи-Зинда» («Живой царь»), с тех пор этот мемориал является местом паломничества мусульман Средней Азии. Троекратное посещение святыни, приравнивается к одному хаджу в Мекку и Медину.
 Еще один комплекс, связанный с именем родственника пророка - мемориальный комплекс Абди Бирун в Самаркандском районе. Его возникновение связано с именем Саида Абд-и ибн Якуба — представителя семейного клана Абди, родственного пророку Мухаммеду по линии его дочери Рукайи, более известного в Мавераннахре как Ходжа Абди.

 Он служил казием в Самарканде и прославился праведным образом жизни. После смерти он был похоронен за крепостной стеной Самарканда на кладбище кишлака Окмачит. В связи с этим, к названию места его погребения стали добавлять слово «бирун» (в переводе с таджикского — внешний, то есть находящийся за городской стеной) как противопоставление мавзолею Абди Дарун (дарун — внутренний), в котором был похоронен другой представитель фамилии Абд-ал Мазеддин. Существует также версия, что оба ансамбля — Абди Бирун и Абди Дарун — были посвящены одному и тому же человеку Абд-ал Мазеддину, которого в Самарканде также называли Ходжой Абди, но изначально выполняли разные функции. Если комплекс Абди Дарун в XII веке рассматривался как место его погребения, то Абди Бирун мог использоваться для совершения зиярата (паломничества) во время больших праздников, когда на службу в загородной мечети собиралось большое количество почитателей праведника.
  Культ Ходжи Абди возник в Самарканде ещё на рубеже IX—X веков. Предположительно в первой половине XII века мазар Абди Бирун был обустроен по распоряжению султана Санджара. Однако в 1220 году во время монгольского нашествия Самарканд и его окрестности были превращены в руины. Восстановление мазара началось только в XVII веке. В 1633 году влиятельный сановник бухарского хана Надир диван-беги установил над могилой Абди Бируна дахму, вокруг которой была построена кирпичная стена. Рядом с дахмой вскоре были возведены ханака и летняя мечеть. В последующем территория вокруг сложившегося ансамбля была обнесена каменным забором с привратным сооружением — дарвазаханой, а напротив ханаки был вырыт бассейн-хауз квадратной формы.
  Ансамбль Абди Бирун неплохо сохранился до середины XX века. В 1959—1960 годах он даже послужил декорацией для съёмок фильма «Хамза». Тем не менее, в советское время комплекс не был внесён в список достопримечательностей Самарканда и денежные средства на его содержание и ремонт не выделялись. Реставрация ансамбля началась только в 2000-е годы.  Во время реставрационных работ на территории комплекса были также обнаружены земляные кельи, соединённые между собой подземными ходами. 
Слева от главного входа в ханаку в 2000-х годах был построен небольшой минарет.
 Служители мавзолея – мечети  сообщили, что в мечети зимой тепло, а летом прохладно, объясняя это тем, что стены двухслойные, как термос, в проёмы между стен закладывались тогдашние утеплители. Купол мечети также двойной, что усиливает термоизоляцию. Сюда  совершают паломничество верующие со всего Узбекистана.
  В мавзолее  Гур Эмир , вместе с тимуридами, покоится учитель и  духовный наставник Амира Тимура Мир Саид Барака, еще один потомок пророка Мухаммада. Именно Мир Саид Барака вручил Тимуру символы власти: барабан и знамя, когда тот пришёл к власти в 1370 году. Мир Сейид Береке предсказал эмиру великое будущее. Он сопровождал Тимура в его больших походах, в 1391 году благословил его перед битвой с Тохтамышем. В 1403 году они вместе оплакивали неожиданно скончавшегося престолонаследника — Мухаммад-Султана. 
Позже Мир Саид Барака скончался на территории современного Афганистана, но по воле младшего сына Тимура Шахруха, его останки захоронены в мавзолее Гур Эмир, где у его ног похоронен и сам Тимур. Историки говорят, что великий  полководец Аимр Тимур настолько сильно почитал своего духовного наставника, что завещал быть похороненным у его ног. Так оно и произошло на самом деле.
Подготовил 
Р. АБДУЛЛАЕВ

Комментарии (0)

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив