ВРАЧЕВАТЕЛЬ ХАДИСОВ


       Имам Бухари – имя, которое вызывает чувство благоговейного уважения в душе каждого мусульманина. Он был одним из величайших ученых и создателем науки о хадисах. Его авторитетный сборник хадисов «Джами ас-Сахих» считается второй достоверной книгой ислама после священного Корана. Мавзолей  богослова в Самаркандской области  является местом паломничества верующих со всего мира.
  В исламе самыми священными и главными книгами являются Коран – Книга откровений Аллаха, передатчиком которых был пророк Мухаммед. Вторая священная книга – это сборник хадисов. Хадис – дословно означает «предание». В данном случае это предание о высказываниях и поступках пророка Мухаммада в тех или иных ситуациях. Почему хадисы стали актуальными? Дело в том, что Коран не охватил  всех возможных жизненных ситуаций, к тому же для многих был сложен в понимании. А хадисы, это сообщения о реальных поступках и словах пророка Мухаммада в тех или иных жизненных обстоятельствах. Например, когда мусульмане совершали один из своих переходов, оказались в пустыне. Возник вопрос: как   в  условиях, где нет воды, совершить обязательное перед молитвой омовение? Тогда пророк сказал, что в таких исключительных ситуациях можно очистить руки песком. 
 Ценность хадисов в том, что они описывают реальные события. Там обязательно говорится:   «Пророк сказал...»...  То что хадис основан на фактах, свидетельствует и то, что в них обязательно упоминается имя передатчиков (иснод), вплоть до тех, кто был свидетелем слов или поступков пророка Мухаммада. 
  К началу IX века, когда родился Имам Аль-Бухари, появилось много   недостоверных хадисов. В условиях жестокой религиозной и политической борьбы каждая сторона пыталась укрепить себя престижем пророка. Например, даже появился хадис, прославляющий замечательные качества Самарканда, умеренные манеры и чистую веру его резидентов. Безусловно, этот хадис был подделкой: арабы достигли Самарканда после того, как пророк Мухаммед умер. Поэтому крайней  необходимостью было проверить хадисы. Чем более уважаемый и надежный был первый рассказчик, то есть современник пророка, тем более был достоверен найденный хадис. И наоборот, если рассказчик, считался ненадежным с религиозной или моральной точки зрения, хадис был отклонен как подделка. Одним словом, появилась историческая необходимость собрать воедино только достоверные источники. За всю историю известно около 3 000 известных мухадисов, или хадисоведов, среди которых самыми авторитетными признаны шесть. Среди них  два представителя Узбекистана. Это Иса Ат Термези   и Имам Аль – Бухари.  
    Его полное имя: Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрахим аль-Джуфи аль-Бухари. Он   родился в 810 году недалеко от Бухары, поэтому  и вошел в историю как Имам Аль-Бухари. Его отец был очень образованным человеком своего времени, слыл знатоком хадисов и умер, когда Мухаммад был ещё ребёнком. Аль-Бухари остался на попечении матери. Некоторые  биографы Аль Бухари пишут о том, что перед каждым кормлением его мама совершала ритуал омовения и во время кормления грудью читала Коран. Можно сказать, что Аль Бухари впитал священные тексты вместе  с молоком матери. Вообще,  узбекские и таджикские мамы в колыбельной часто поют «Алла»,  возможно, это тоже упоминание Всевышнего,  у которого просили спокойного сна для малыша. 
  В детстве Аль Бухари потерял зрение, его мама неистово молилась, прося Аллаха вернуть сыну зрение. И вот однажды ей приснился Пророк Ибрахим (мир ему), который сказал ей: «Аллах вернул твоему сыну зрение из-за твоих многочисленных молитв и прошений». Но как говорится во многих источниках он в течение всей жизни испытывал проблемы со зрением, лечился травами и  занимался стрельбой из лука. Табибы говорили, что такая практика обостряет зрение. 
  Мальчик рос проницательным, сообразительным, обладал феноменальной памятью для его возраста. В возрасте 7 лет он изучил весь Коран, в возрасте 10 лет он знал наизусть несколько тысяч хадисов. 
  Когда ему было 16, Аль Бухари с матерью и братом направился в паломничество в Мекку. Вскоре после посещения Мекки его мать и брат возвратились в Бухару, а Мухаммад остался, чтобы собирать и изучать хадисы.  Он  учился у самых знаменитых мухаддисов, посетил все известные в то время центры исламских наук. Сам он отмечал, что записал и принял хадисы от 1800 учителей.  Он собрал и проанализировал 600 тысяч, по другим данным 800 тысяч,  хадисов. Из этого обширного океана преданий он отобрал самые достоверные 7275. Они  и составили его книгу «Ас—Сахих», что переводится как «Достоверный сборник». Сегодня эта книга  является второй в исламе после Корана.
  При собрании хадисов Аль-Бухари придавал особую важность установлению лиц, служивших первоисточником передачи, перечислению лиц, передававших его дальше. К достоверным он относил только те хадисы, которые рассказывались людьми, являвшимися непосредственными свидетелями поступка Пророка. Знание этих передатчиков включает в себя знание их года рождения и смерти, рода деятельности, места проживания, уровней памяти и богобоязненности и другое, что может сказаться на достоверности хадиса.
  Также причиной написания своей книги Аль-Бухари считал приснившийся ему сон. Он рассказывал: «Я увидел во сне, что я стою перед Пророком (мир ему и благословение) с веером в руках. Этим веером я отгонял от Пророка (что-то). Я спросил у толкователей снов об этом сне, и они сказали, что я буду отгонять от Пророка (мир ему и благословение) клевету. Это меня и побудило написать именно достоверные хадисы». 
Когда весть об Аль-Бухари распространилась повсеместно, некоторые учёные решили устроить ему экзамен. Пожалуй, такого сложного экзамена не было ни у одного хадисоведа. С этой целью собралось десять учёных, каждый из них рассказывал Аль-Бухари изменённые хадисы с перестановкой передатчиков и текстов хадиса.
 После того, как все десять учёных задали ему свои вопросы, Аль-Бухари начал расставлять эти хадисы и их передатчиков по местам и ни разу не ошибся. Тогда все: и простые люди, и учёные признали, что Аль-Бухари является мастером в науке хадиса.
Аль-Бухари говорил:  Я не вписал в свою книгу ни один хадис, не совершив омовение и совершив молитву.
   Аль-Бухари всецело посвящал себя науке и поклонению. Он часто говорил: «Никогда в жизни я ни у кого не купил ничего ценою в дирхем и никому ничего ценой в дирхем не продал». Как-то раз его спросили о том, как он покупал хлеб, на что аль-Бухари ответил: «Я поручал это кому-нибудь, и мне покупали его».
  Аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний, отличался крайней стыдливостью, смелостью, щедростью, благочестием, отрешённостью от подлунного мира и стремлением к миру вечному. Однажды он сказал: «Поистине, я хочу, чтобы никто не взыскал с меня за хулу, когда я встречусь с Аллахом Всевышним». То есть ни разу аль-Бухари не говорил за спиной кого-либо то, что может не понравиться человеку.
  Он часто постился днём, молился по ночам и много читал Коран, особенно во время благословенного Рамадана. Он говорил: «Мольба после завершения чтения Корана не остаётся без ответа».
   Однажды, когда он молился, оса ужалила его. Закончив молиться, он сказал: «Посмотрите, что это беспокоило меня во время моей молитвы», и когда люди посмотрели, оказалось, что на его теле осталось семнадцать следов от укусов осы, однако, несмотря на это, он не прервал молитву.
  Аль-Хаким рассказал, что авторитетный хадисовед Муслим пришёл к Аль-Бухари, поцеловал его в лоб и сказал: «Разреши мне поцеловать твои ноги, о учитель всех учителей, о предводитель хадисоведов и лекарь хадисов от их “болезней”».
   После 40 летнего путешествия Имам Аль-Бухари возвратился в Бухару. Тогда Бухара была одним из самых прогрессивных городов Средней Азии в отношении политики, экономики, и культуры. В Бухаре Имама приветствовали с радостью. Он собрал тысячу последователей вокруг себя и от имени Аллаха, бесплатно, преподавал им хадисы. Эмир вызвал Имама Бухари во дворец и приказал преподавать хадисы двум своим   сыновьям. Этот приказ разозлил Имама, и он отказался идти во дворец. Он объяснил его отказ словами: 
«Знания не должны идти к ученикам, ученики должны идти к знаниям». Эмир отреагировал приказом для имама, покинуть город в течение двух дней.
  Аль-Бухари решил идти в Самарканд, но не достиг его. На пути к нему он остался в селении Хартанг. На территории современного Пайарыкского района, где жили некоторые из его родственников и последователей. Там он заболел и умер.  Он завершил свой земной путь  в 870 году. В последнюю ночь месяца Рамадан. В праздничный день, венчающим этот месяц, он и был погребен. Если человека хоронят в дни больших мусульманских праздников, считается, что его душа  попадает прямо в рай.
    По словам одного из очевидцев : «Когда мы его похоронили, из его могилы распространился аромат. А вокруг его могилы появилось свечение».
  После смерти имама его главный труд «Аль-джами ас-Сахих» получил широкую известность во всём исламском мире, а через два века после его опубликования стал один из шести основных суннитских сборников хадисов. У учения  Имама Бухари появилось много сторонников, в  XVI веке на сельском кладбище на окраине кишлака Хартанг появляется первый мемориальный комплекс, включавший небольшой мавзолей над могилой Аль-Бухари и джума-мечеть. Тогда же близ мавзолея были посажены чинары, которые до сих пор можно увидеть на территории современного комплекса.
  Имам Аль-Бухари работал над своей книгой в течение шестнадцати лет. «Аль-джами ас-Сахих» является одним из шести основных суннитских сборников хадисов  и считается  самой достоверной исламской книгой после Корана. В 2002 году эта книга в двух томах была выпущена на русском языке.
  Недавно рядом с мемориальным комплексом были открыты международный научно-исследовательский центр Имама Бухари  и Школа хадисоведения. В первом корпусе создан музей  богослова, которые украшают масштабные художественные панно, в ярких живописных образах отражающие научную миссию и немеркнущее наследие Имама Бухари. Выполненные в стиле  классических   фресок сюжеты  в характерных образах представляют жизненный путь великого богослова, ставшего немеркнущим примером самоотверженных поисков истины в духовных основах крупнейшей мировой религии.
Подготовил
 Ринат АБДУЛЬМАНОВ

Комментарии (0)

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив