И УКРАШЕНИЯ, И ОБЕРЕГИ


Согласно   археологическим находкам, ювелирное искусство Узбекистана является одним из самых древних видов народных художественных промыслов.  
Истоки его зарождения теряются в глубине тысячелетий. Когда появились первые украшения, точно определить невозможно, но известно, что уже в эпоху неолита изготовлялись и получили широкое распространение бусы и подвески из камня, раковин. Обнаруженные на  территории  нашей страны самые древние ювелирные изделия датируются XII веком до нашей эры. На заре   человеческой цивилизации такие изделия выполняли  роль оберегов и талисманов. 

В отличие от современных изделий, старинные украшения имеют внушительные размеры. Но, несмотря на габариты, они удивительно лёгкие. Материалом для изделий, в основном, служило серебро, однако бухарские мастера активно использовали и золото. В различных регионах Узбекистана ювелирные украшения выделяются многообразием форм, оригинальностью отделки и богатством  деталей. В конце Х1Х, начале ХХ века  одним из самых популярных украшений в Самарканде было налобное  “кошитилло” – (“золотые брови”). В Бухаре оно называлось “болоабру” (“надбровное”). Большая часть таких аксессуаров представляет собой кокошник, нижняя часть которого является стилизованным изображением бровей.   Такое украшение   с одной стороны выполняло охранно-магическую функцию, сохраняя невесту от “сглаза”, с другой стороны подчеркивал красоту бровей.

Интересным и необычным украшением  служил  “дандонковак”, который носили молодые женщины или девушки. На первый взгляд изделие из недорогого металла напоминает пёструю брошь. Оно включает в себя кольцо, к которому подвешены необходимые для дамы  инструменты: щипчики для бровей, зубочистка, вилочка. Многофункциональный “дандонковак”, выполненный в виде украшения, позволял обладательницам носить его как украшение в  виде  броши  или подвески,  и в то же   время  всегда иметь при себе  своеобразный  “гигиенический набор”.

Браслеты - “билаг-узук” - обычно делали парными и носили на обеих руках, а состоятельная женщина – по несколько пар. Такие украшения выполнялись  из различных сплавов и серебра, часто с золочением. Узкие пластинчатые незамкнутые браслеты орнаментировали в технике гравировки, простейшими узорами в виде сетки, ромбов, зигзагообразных линий.  На незамкнутых широких пластинчатых браслетах из золоченого серебра композиция пластично-рельефного узора состояла из тисненой надписи арабским шрифтом в окружении мелких растительных мотивов.
Нарядно оформленные замкнутые браслеты, предназначались для состоятельных заказчиков. Их делали двухстворчатыми с дверкой или из гибкой пластины с шарнирным запором, игольчатый стерженёк которого называли “ключиком”. Ключик прикрепляли короткой цепочкой с кораллами, что также украшало браслет.  Особенно славились ажурные браслеты, изготовленные мастерами Бухары,   Самарканда, Ташкента.
Необходимой частью набора украшений, которое носили и девочки, и пожилые женщины, были серьги.  Входили они и в убор новобрачной. Серьги были настолько разнообразны, что трудно найти хотя бы две одинаковые  пары.  Существовали кольцевые, крючковые серьги,  с подвесками или без них. Характерной для Самарканда формой серег,   изготовляемых местными ювелирами, были кольцевые серьги с нечетным числом подвесок (три-семь). Длина подвесок чаще была одинаковой, только в том  случае, если их число равнялось трем, средняя делалась несколько длиннее.

В 1911-1912 гг. в моду вошли серьги с 13 длинными вьющимися полыми фигурками из серебра, которые при каждом движении начинали звенеть, касаясь друг друга.  Такое украшение  называлось  “ёр бедор кунак” - “серьги, будящие возлюбленного”.

В нашей экспозиции собрана большая коллекция амулетниц (туморов) различных форм. Общим для многих туморов было наличие серебряного футляра с крышкой, в который закладывали молитву, написанную на бумаге, помещали заклинания, деньги и другие вещи, которым придавалось магическое значение. Футлярчики прямоугольной, треугольной, призматической и цилиндрической формы украшали золоченым, гравированным, тисненным, вставками из цветного стекла или филигранным растительно-геометрическим узором, надписями и изречениями из Корана,   иногда именами мастеров.   

     В современном  ювелирном искусстве Узбекистана  также прослеживаются  классические традиции. И сегодня знаменитые ювелиры Самарканда, Ташкента, Бухары, Хорезма наряду с новыми материалами и формами, плодотворно используют самые лучшие дизайнерские  “находки” древних ювелиров.
Сафура РУЗИМУРОДОВА,
заведующая отделом искусств 
Самаркандского государственного музея
 истории культуры Узбекистана.



Комментарии (0)

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив