ВОСПИТАТЕЛЬ ШЕСТИДЕСЯТИ СВЯТЫХ


    В 12 километрах от Самарканда находится мемориальный комплекс одного из самых почитаемых исламских богословов Махдуми Азама.    Генеалогическое древо Махдуми Азама восходит к самому пророку Мухаммаду. 
   Его полное имя  Саид Джалал ад-дин Ахмад ал-Касани ад-Дахбеди. Он родился в 1461 году в городе Касан  (Ферганская долина). В юности Махдуми Азам учился в известном тогда медресе в Ташкенте. Он стал мюридом видного в Средней Азии последователя накшбандизма Ходжи Ахрара. После смерти Ходжи Ахрара, он стал учеником Маулана Мухаммада Кази, который стал основной опорой накшбандистов и руководил деятельностью ордена накшбанди. После смерти Маулана Мухаммада Кази, наставником накшбандистов стал Махдуми Азам.
   Махдуми Азам приехал из Ферганской области в Кашгар в 1533 (1534) году. Здесь он занимался активной пропагандой ислама и учения накшбандизма. Как отмечал автор сочинения «Тазкереи ходжаган» («Описание приключений ходжей») Мухаммад Садык Кашгари, Махдуми Азам «был встречен народом с уважением и получил от кашгарских ханов богатые поместья». 
    Многие известные люди своего времени, в том числе правители, считали Махдуми Азам своим духовным наставником. Среди них был потомок Амира Тимура поэт и правитель Захириддин Мухаммад Бабур. 
     Наставническая деятельность Махдуми Азама являлась весьма многогранной, он был удостоен почётного титула "пири шасти" как воспитатель шестидесяти святых.
  По инициативе одного из крупных военных деятелей Шейбанидов Джанибек Султана он переселяется в долину Миёнкаль (Междуречье)— в 12 км от Самарканда в Дагбите (Акдарьинский район). И здесь остается до конца своей жизни, до 1542 года. По свидетельству средневековых источников, после прибытия на новое место Махдуми Азам первым делом посадил десять ив. (Слово «дагбит», точнее «дахбед» с персидского означает «десять ив»). Позже здесь же он разбил огромный сад площадью свыше 20 га. Земледелец и садовод, он вел весьма скромную жизнь. 
  Махдуми Азам написал на персидско-таджикском языке более 30 произведений в области философии, геологии, права — часть из них объединена под названием «Мажмуа ар-Расоил». В Институте востоковедения АН Узбекистана сохранились многие его сочинения, одно из них объёмом 668 страниц. 
    Мечеть у гробницы Махдуми Азам выстроена Ялангтуш Бахадур-бием, наместником (эмиром) бухарских ханов в Самарканде, в период правления которого было построено медресе Шердор на Регистане.  К северу от хонако расположена дахма (суфа) — почти квадратное сооружение высотой 1,55 м, сложенное серым «самаркандским мрамором». Углы оформлены мраморными полуколонками, украшенными кораническими изречениями. На суфе 7 стел и одно надгробие с резьбой.  У подножья суфы с юга размещено 9 надгробий, одно из которых принадлежит Ялангтушу Бахадуру, с востока — его дочери Иклим. Вне ограды 46 надгробий.
     Согласно книге историка Комилхона Каттаева «Махдуми Азам и Дахбед», в 1901 году по Приказу-разрешению временного генерал-губернатора Самарканда того времени Арандаренко Георгия Алексеевича последним похороненным на кладбище «Махдуми Азам» был прямой потомок Махдуми Азами — Хазрет Саййид Акрамхон Дахбеди ибн Авлиёходжа ибн Ханходжа.
    Махдуми Азам жил в очень сложное время, когда распадалась империя темуридов. Столкновение амбиций и политических интересов наследников престола сопровождалось игнорированием соблюдения справедливости, которой придерживался сам Сахибкирон, это отрицательно влияло на обстановку в стране. Поэтому он старался сглаживать противостояние наследников престола, призывал их во имя Аллаха к мирной жизни, объединению своих сил.
   Человек, по мнению Махдуми Азама, обладает способностью не только телесного и умственного познания, он имеет божественные способности, которые занимают особое место в духовной, интеллектуальной жизни человека.
В философском наследии Махдуми Азама центральное место занимает человеческое бытие, жизненные потребности, интересы и общественные связи человека. Сердце, душа человека стремятся к Богу, но они способны решать земные дела. Благодаря им человек выполнят свой общественный долг, создает семью, занимается полезными делами, воспитывает своих детей, молодёжь. Женщина (мужчина) создана для мужчины (женщины), считал Махдуми Азам, поэтому тот, кто живет в семье, создает семью, тот соблюдает установления Всевышнего. Если семья прочная, то члены семьи получают духовное удовлетворение не только от совместной жизни, но и от социальной среды, от существующих общественных отношений, от деятельности государства.
   Как все суфии, Махдум-и Азам был чудотворцем, хотя, наверное, он мог бы повторить за Хазратом Бахауддином его слова о том, что самое большое чудо, что «…обремененный столькими грехами, я все ещё хожу по земле». Чудотворцы безмерно требовательны к себе.
А чудо, в нашем понимании, произошло с деревом, которое растет на территории комплекса. Огромное и четырехствольное, ему около 600 лет, но оно до сих пор покрывается листьями, несмотря на огромное дупло в его корнях. По преданию, это дерево было перенесено силой мысли авлие из Ирана.
   Во время молитвы Махдум-и Азам наказал своим ученикам не открывать глаз. Но один ученик все-таки ослушался. И оказался, открыв глаза, в мрачной иранской тюрьме. На крики заключенного сбежалась стража, и бесноватого, по их мнению, узника привели к иранскому шаху. Ученик попытался объяснить происходящее, чем развеселил иранского владыку. Он приказал привязать «лжеца» к дереву, презрительно обронив: «Если твой шейх такой всемогущий, пусть он тебя заберет обратно…» 
    На утро на этом месте не оказалось ни мюрида, ни дерева – только яма от корней…Говорят, что потрясенный иранский шах завещал похоронить себя в ногах Хазрата. Вам даже покажут его могилу. А иранский тутовник растет до сих пор, удивляя своей необычной формой и размерами.По

Подписывайтесь на нашу страницу в FB:

https://www.facebook.com/Samturuz-275308890017387/?modal=admin_todo_tour

И  телеграмм - канал: 

https://t.me/samtur7



Комментарии (0)

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив