Мост - вододелитель




 
История строительства этого памятника подробно излагается в сочинении "Шейбанинамэ" Камалиддина Бинаи, историка и поэта, жившего во второй половине XV - начале XVI вв. 
  По его описанию, в 1502 году, когда Шейбанихан возвращался из Бухары в Самарканд, он остановился со своим войском на берегу реки Зеравшан. Скорее всего, как предполагал доктор исторических наук Абдулахад Мухамеджанов, древний мост через реку в урочище Чупан-ата в это время был разрушен, а переправа вызывала трудности. Увидев это, правитель поручил построить новый мост через Зеравшан.

  По сведениям, на строительство моста было мобилизовано все войско. Однако запрудить реку воины не смогли, тогда Шейбанихан пригласил из Самарканда зодчих. Они разработали способ преграждения реки и составили план сооружения нового моста. После того как Зеравшан был перекрыт плотиной, строительство моста было завершено в течение одного месяца, а именно 3  ноября 1502 года.

Сегодня от моста-вододелителя сохранилась только одна арка. Однако в 40-х годах XIX века этих арок было три. Горный инженер Ф. Богословский, участник дипломатической миссии 1841-1842 гг., направленной из России в Бухару и руководимой К. Ф. Бутеневым, в своем отчете о геологической рекогносцировке реки Зеравшан писал, что вблизи Самарканда он видел остатки древнего моста, состоящие из трех арок. По описанию, эти арки в то время захватывали половину ближнего рукава реки, то есть Карадарью. В середине XIX века мост уже состоял из двух арок. В результате сильного землетрясения, которое произошло в Самарканде в августе 1898 года, рухнула вторая арка.

   Пролет сохранившейся арки, на внутренних стенках которой виднеются солевые следы от воды, ныне равняется 21,6 м, высота - 11,8 м, ширина - 9,1 м. Точная длина сооружения и количество его арок неизвестна. Однако А. Мухамеджанов считал, что длина моста была более 200 метров, а всего арок было семь.

   Для изучения памятника в 1962 году были произведены археологические раскопки, в результате которых обнаружены и изучены остатки второй, а также части третьей арок. Они были выложены, в основном, из квадратного жженого кирпича размером 25х25х5 и 26х26х5 см. Для усиления опор и погашения распора южная пята с двух сторон усилена контрфорсами. Основанием для южной "пятки" служил скалистый левый берег Зеравшана, а для северной - скала, выступающая из реки. Сохранившаяся из-за твердости фундамента, эта единственная арка моста-вододелителя простояла более пяти веков, ее и сейчас можно показывать туристам как свидетельство мощи архитектурной мысли и размаха ее воплощения.

   Особого внимания заслуживают использованные в этом сооружении строительные материалы. Так, кладка нижних частей устоев моста, постоянно находившихся в воде, была выложена на гидравлическом растворе, состоящем из извести, растительной золы и гипса. Кладка средней части, подвергавшейся влиянию сырости, выложена на гипсово-зольном растворе. А верхняя часть исключительно на гипсе.

  Построенный через Зеравшан мост-вододелитель Шейбанихана имел большое значение в жизни столичного города Мавераннахра. Караванная дорога, проходившая через этот мост, связывала Самарканд с Ташкентским оазисом и районами Сырдарьи на севере, с Ферганской долиной на востоке и через Нурату - с Бухарой на западе. Кроме того, мост Шейбанихана являлся основным водораспределительным сооружением на Зеравшане: минуя арки, воды реки делились на две части - Акдарью и Карадарью.

   Несмотря на то, что ныне сохранилась лишь одна арка, она имеет большое значение в изучении истории развития гидротехники Узбекистана.
Анастасия ПАВЛЕНКО.


Комментарии (0)