ПО ЗАКОНАМ «ГЕОМЕТРИИ ДУШИ»


    Когда-то Платон назвал каллиграфию «геометрией души». Наблюдая за работой самаркандских каллиграфов, убеждаешься в точности определения, данного мудрым греком этой профессии. Только при особой душевной организации можно создать творения, которые становятся настоящими произведениями искусства.
   В эпоху восточного ренессанса на территории современного Узбекистана яркого расцвета достигла арабская каллиграфия, которая нашла широкое применение в создании рукописных книг, оформлении архитектурных сооружений. За минувшие столетия одна из лучших школ этого вида народно-прикладного творчества сформировалась в Самарканде, где и сегодня создают свои произведения самобытные мастера художественного письма.  Один из них современный самаркандский каллиграф Абдужалил Эргашев.
  Интерес к виртуозно выполненным текстам пробудился  у него в далекой юности, когда отец познакомил его с такими архитектурными шедеврами, как ансамбль Регистан, Шахи – Зинда, Гур– Эмир. На порталах и стенах этих величественных сооружений будущий каллиграф впервые увидел завораживающие образцы арабского письма, гармонично вплетенные в декоративное оформление средневековых памятников зодчества. Очарованный тонким вкусом мастеров прошлого он ставит перед собой цель  овладеть секретами изящного письма. А. Эргашев берет уроки у знаменитого самаркандского каллиграфа Ходжи Малика.  Совершенствовать  навыки и знания  продолжает   в знаменитом медресе Мир Араб  в Бухаре,  где его наставником был знаменитый  каллиграф и  историк Абдугафур Розик Бухари. Благодаря урокам этого авторитетного мастера Абдужалил-ака открывает для себя новые приемы составления художественных текстов различными стилями арабской письменности. 
 Как практикующий каллиграф А. Эргашев активно участвует в восстановлении эпиграфических текстов архитектурных достопримечательностей Самарканда, занимается реставрацией рукописных книг, оформлением сувенирной продукции. В наши дни его творческая лаборатория располагается в одной из келий медресе Улугбека   на знаменитой площади Регистан. По заказу  туристов он камышовыми и бамбуковыми перьями пишет  на натуральной коже или  изготовленной по технологии VII века самаркандской бумаге различными стилями арабского письма  их имена, пожелания счастья, процветания. А специальную тушь он готовит из сажи и специального настоя на листьях цветов розы.   Благодаря этому его «чернила» не только долговечны, но и благоухают   цветочным ароматом. Получается   оригинальная  сувенирная продукция  с   мудрыми словами.
  Но, пожалуй, самым  интересным направлением в его практике является составление родословных свитков по классическим образцам прошлого.
   - Согласно нашим традициям, каждый человек должен знать своих предков как минимум до седьмого колена и обязательно вести письменную родословную, - рассказывает А. Эргашев.- В последние годы у многих людей проснулся интерес к своим корням, и они начали восстанавливать свое генеалогическое древо. Некоторым семьям удалось сохранить старые документы, которые позволяют проследить родственные связи, уходяшие истоками в глубину веков. Мне довелось записывать  и оформлять родословные, состоящие из сотен фамилий.
   Абдужалил-ака  может рассказывать о своей профессии  много интересного. Например, он сообщил, что в прошлом рукописные послания правителям очень тщательно оформлялись. Вокруг текста письма наносился затейливый орнамент и мало кто знал, что основное содержание письма было заключено именно в этих рисунках. Только сами правители или доверенные лица владели ключом к этому шифру.
  Творчество самаркандского ремесленника показывает, что полная сакральных тайн, красоты и изящества каллиграфия, продолжает дарить эстетическое наслаждение ценителям прекрасного ив XXI веке.

Мгновенные сообщения о новых публикациях:

Подписывайтесь на нашу страницу в FB:

https://www.facebook.com/Samturuz-275308890017387/?modal=admin_todo_tour


Комментарии (0)

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив