ГДЕ НАХОДИТСЯ НЕСОСТОЯВШИЙСЯ МАВЗОЛЕЙ АМИРА ТЕМУРА?


  Большое горе постигло царя Амира Темура, когда скоропостижная смерть унесла жизнь его любимого младшего сына Джагонхира. Случилось это в Самарканде. Юноше на тот момент было всего лишь 20 лет…
  Любимец отца, он должен был стать наследником престола. Переживая невосполнимую утрату, Темур решил, что в память о его безграничной любви к сыну должен быть построен прекраснейший мавзолей. Для этого позвали самых хороших зодчих, живших в разных уголках империи. Был среди них и Хорезм. Грандиозное строение в память о наследнике должно было вырасти в родном городе Темура — Шахрисабзе. Назвали это сооружение Дорус-Саодат, или Доруссиадат, что означает «Вместилище власти». Сооружение являлось не только местом захоронения царевича Джахонгира, но и других представителей рода Тимуридов.
  Позднее тут нашел свое последнее пристанище на земле и другой сын — Умаршейх. Он участвовал в осаде иранской крепости под названием Курт и погиб, принимая участие в боевых действиях (1393 — 1394 гг.). На тот момент царевичу было 29 лет. Прах погибшего доставили из Шираза в Шахрисабз.
  Возведение комплекса пришлось на рубеж XIV — XV столетий. Тогда в планах Темура стояло возведение Маверннахра в ранг величайшей восточной империи не только за счет огромных территорий, но и с помощью большого культурного наследия. Так Шахрисабз стал превращаться в центр духовности и культуры в данной части Востока. Его посещало много интересных личностей, включая ученых и поэтов. В частности, Мирзо Улугбек даже проживал тут некоторое время, чтобы уяснить мудрость данного города. Все это оказывало влияние на образ Шахрисабза. Одна из отличительных его черт — своеобразная архитектура, частью которой является мемориальный комплекс Дорус-Саодат.
   До современности сохранились записи древних авторов, на основе которых можно говорить о размерах Дорус-Саодата. Так наивысшая точка его наружного купола находилась в 27 метрах от земли. Арка с лицевой стороны имела большой портал. Его ниши были декорированы росписями, эпиграфическими рунами, которые опоясывали строение торжественной части здания целиком. Фасад сооружения украшала майолика. Среди ее многочисленных цветов основное место занимал синий и его варианты. По этому фону другими красками гармонично вырисовывались различные художественные образы. Дверное полотно на входе имело немалые размеры. Его покрывали изразцы в сочетании с золотыми и лазурными узорами. Яркий облик строения восхищал каждого, кто посещал это место.
  В отдельной части сооружения располагалось медресе. В его дворе можно было оказаться, пройдя через коридор, начинавшийся у входа в основной портал. Здешнее медресе создавалось не для учебы и просветительских целей. Оно по сути своей являлось мечетью, где была возможность проведения культовых и поминальных обрядов, а также иных религиозных действий. По повелению правителя периодически в стенах медресе проходили жертвоприношения для упокоения душ его сыновей.
   По сторонам внутренней части двора находились жилые помещения. Они предназначались для проживания тех, кто служил в медресе. Отдельные представители духовенства жили здесь в выстроенных усадьбах. В центре благоухал прекрасный сад, где были фонтаны и айваны. Под его прохладной сенью часто можно было встретить многочисленных священнослужителей и мудрецов. 
  Комплекс дополнен еще одной частью. Там находится склеп Амира Темура. Известна версия, что в 1943 г. один из местных детей, игравших в мячик, оказался в провале грунта. Тогда и нашли склеп правителя. Позднее при проведении работ исследователи-археологи сумели воссоздать и отреставрировать определенную долю сооружения.
   По повелению Темура склеп возвели в скором времени по окончании постройки всего комплекса. Размещалась крипта под землей, а попасть туда можно было посредством великолепной надземной постройки, чей стиль отчетливо напоминал архитектуру места захоронения сыновей правителя. По крутой лестнице можно было спуститься в помещение, в плане представлявшее собой крест. В центре его располагалась прямоугольная комната. Довольно скромная отделка данного места, не свойственная характеру правителя, наводит на мысль, что какие-то неизвестные обстоятельства попросту не позволили осуществить начатое до конца. Материалом сооружения служили мраморные плиты белого цвета. В стенах устроены арки, где расположены медальоны в форме эллипсов. На них сделаны каллиграфические записи, содержащие отрывки из Корана, молитвы и различные высказывания. Главнейшие выдержки здесь — «Правление принадлежит только Аллаху», «Лишь Аллах вечен», «Благо в руках Аллаха, и только он во всем всесилен и могуч».
  В центральной части установлен саркофаг из мрамора. Он закрыт мощной целостной плитой, толщина которой больше 10 см. В углах и центре монолитной крышки сделаны кольца из стали, они нужны были при ее установке. Однако обстоятельства сложились так, что последним пристанищем на земле для Тамерлана стал комплекс Гур-Эмир, расположенный в Самарканде. Склеп же у Дорус-Саодата так и остался пустым…

Мгновенные сообщения о новых публикациях:

Подписывайтесь на нашу страницу в FB:

https://www.facebook.com/Samturuz-275308890017387/?modal=admin_todo_tour

 и Телеграмм-канал:

https://t.me/samtur7




Комментарии (0)